1) Михаил, расскажите о Вашей архитектурной -студии?

Собственно говоря, речь идет о конкретном архитекторе. Он же дизайнер интерьеров и художник. Впрочем, я с огромным удовольствием работаю в соавторстве со своими коллегами, кто мне близок и интересен. Ибо совместное творчество – штука прекрасная и увлекательная. Итак, если про себя в двух словах, то: с выбором профессии я определился аж в 12 лет и планомерно шел к осуществлению своей мечты.

Потом были творческие искания в смежных областях искусства, обретение бесценного опыта и возвращение к истокам. И вот последние 15 лет я плодотворно тружусь исключительно на поприще архитектуры. По преимуществу в качестве частного архитектора, но не упускаю возможности поучаствовать в интересных совместных проектах. Типология объектов самая разнообразная: коттеджи, интерьеры квартир, офисы, рестораны, салоны, предприятия торговли, храмы. Любая стадия проектирования от эскиза до рабочей документации. Объемное проектирование, фасады, интерьеры, авторская мебель, интерьерная живопись, авторский надзор. Любая из перечисленных работ по отдельности, а главное, возможность комплексного заказа, где все части единого целого будут разработаны одним автором, что дает преимущества в формировании художественного единства образа.

2) Как происходит работа с заказчиками?

Так и хочется сказать в ответ: дружно и весело. А если нужно отбросить лирику и погрузиться в технологию взаимодействия, то выглядит это примерно так. Если произошла встреча, то скорее всего потенциальный Заказчик познакомился с твоим портфолио или услышал рекомендацию от тех, кому доверяет. Теперь можно продолжить знакомство и более подробного рассказать о проектах и постройках, показать фотографии объектов по близкой теме, примеры оформления чертежей и так далее. Если Заказчик укрепился в решимости работать именно с этим архитектором мы начинаем разговор о том, что требуется спроектировать, на какой стадии и в каком объеме, сроки, цена, особенности объекта, специфика взаимодействия. Когда достигнуто понимание по всем вопросам составляется Техническое задание, график проектирования и оплаты, заключается договор. А потом, что называется, начинаются этапы большого пути. Первые эскизы, обсуждение, уточнение, новые эскизы, утверждение основных решений. Потом этапы детализации, выпуска рабочей документации. Сдача проекта, окончательный расчет. Если Заказчику это требуется, на период строительства начинается Авторский надзор. Естественно, предварительно оговариваются его существенные условия и периодичность. Ну а потом благодарный Заказчик может пригласить архитектора на новоселье. Далее прерогатива фонтанировать идеями переходит к Заказчику.

3) В каких стилях Вы проектируете?

На эту тему мне очень нравится известное высказывание Вольтера: «Все жанры хороши. Кроме скучного». Это было сказано по поводу драматургии, но, в полном мере, касается и архитектуры. Законы красоты универсальны. Стилистика того или иного здания (или интерьера) определяется необходимостью: окружением объекта, историей места, предпочтениями Заказчика, спецификой задач. Так что я проектирую в наиболее уместном для конкретного проекта стиле, с радостью осваивая новые по мере необходимости. А если речь о моих личных предпочтениях, то я влюблен в неоклассицизм. По улицам вечного Рима, можно гулять часами не уставая восхищаться дивными творениями мастеров. Еще из архитекторов мне очень близок Ф.Л. Райт и философия органической архитектуры.

4) Каковы основные принципы работы Вашей архитектурной -студии?

Возможно это слишком высокопарно, но проще и точней не скажешь. Основной принцип: честно и ответственно выполнять свою работу, используя весь опыт и талант.

5) Каков рецепт успешного архитектурного проекта от Вашей архитектурной -студии?

Прежде всего нужно определиться с терминами. А что же такое архитектура? Есть много красивых определений, ставших крылатыми фразами. К примеру: архитектура – это застывшая музыка. Или формула архитектуры по Витрувию: польза – прочность – красота. А еще, применительно к нашему вопросу необходимо вспомнить такое высказывание, которое мне очень близко. Архитектура – это организация пространства жизнедеятельности. Обобщая сказанное: успешным можно назвать такой архитектурный проект, где гармонично воплощены в материале и Польза, и Прочность, и Красота. Польза – это функциональное зонирование, или проще говоря набор помещений, определенной формы и размеров и соединенных между собой удобными связями. Прочность – это конструкции, которые должны не только успешно ограждать человека от неблагоприятной среды, но и делать это долгие годы без потери своих качеств. И наконец красота – пропорции, цвета в их сочетании друг с другом, фактуры, все то что радует глаз и создает визуальный комфорт. И чтобы создать проект. Который зазвучит как прекрасная музыка архитектору нужно решить, причем одинаково успешно, три задачи: техническую, художественную и психологическую.

С технической стороной все понятно: прилежно учись в институте, читай умные книги, штудируй нормативную базу, следи за новыми технологиями – короче, держи свой мозг в тонусе. С художественной стороной чуть сложнее. Это давний спор: можно ли научить быть Художником, Поэтом, Режиссером? Или у человека изначально должен быть особый дар, а всякое обучение – лишь обучение ремеслу, которое в том числе способствует раскрытию таланта. Как тут не вспомнить Микеланджело, который прежде чем стать гениальным архитектором, художником и скульптором усердно копировал работы своих учителей, имена которых давно забыты историей. Так что держать себя в постоянном художественном тонусу архитектору тоже не повредит.

И наконец о задачах психологического свойства. Напомню: архитектура – это организация пространства жизнедеятельности. Так вот, по поводу технологии жизни внутри пространства. С одной стороны, можно обобщить некие представления о том, как удобно сформировать пространство, составить СНиПы, или Своды Правил. Скажем, для офисов они будут одни, для театров другие, для жилья третьи. Но с другой стороны все люди (а стало быть, и Заказчики) уникальны, у каждого свои пристрастия и вкусы, свои представления о комфорте. И задача архитектора тонко соблюсти баланс между общим и частным, общепринятым и личным. Без перекосов как в формальную архитектуру, лишь отвечающую нормам и стандартам, так и в анархию слепого потакания прихотям Заказчика. Настоящее произведение архитектуры рождается как сплав таланта и опыта архитектора с внимательным и бережным отношениям к запросам Заказчика. И залог успеха во многом состоит в том сумеют ли две стороны найти общий язык, услышать и принять доводы друг друга. И подтверждений тому не счесть. К примеру, талант Гауди во многом раскрылся благодаря его постоянному заказчику и другу Гюэлю.

6) Чем Ваша архитектурная -студия отличается от других?

Как только что мы говорили: все люди неповторимы, стало быть и все архитектурные студии уникальны по определению. Не хотелось бы нашпиговывать статью рекламными лозунгами. А моя творческая и жизненная позиция отражена во всех остальных ответах. Единственное, на чем стоило бы заострить внимание – возможность комплексного решения всех архитектурных и декоративных задач одним автором, радеющем за художественное единство образа.

7) Что отличает Ваш авторский стиль и какое направление в архитектуре Вам наиболее близок?

Про направления и стили мы уже беседовали. Повторюсь – я за хорошую архитектуру в любом из ее проявлений, та или иная стилистика должна быть уместна в каждом конкретном случае, по философии мне ближе классические формы и органическая архитектура.

А если рассматривать авторский стиль с точки зрения методологии работы над проектом, то вряд ли я буду слишком оригинален. Творческий процесс запускается практически самопроизвольно, еще на стадии переговоров с потенциальным Заказчиком. Этот уже некая органическая потребность – генерировать идеи, дай только пищу для размышлений. Потом начинается период первоначального осмысления полученных данных. Грубо говоря, анализ технического задания и его уточнение. Потом нужно все увидеть своими глазами: если предполагается новое строительство – нужно осмотреть участок, если предстоит ремонт офиса или квартиры – замеряется помещение. Иногда самые интересные идеи по формированию пространства возникают именно на площадке. Потом наступает период первых эскизов. Тут нужно выполнить две задачи: техническую и художественную. Я зарываюсь в книги, журналы, свои старые проекты, интернет, совершаю поезди на выставки, смотрю на аналогичные постройки в натуре. С одной стороны, изучаю СНиПы и СП, чтоб не придумывать велосипед и не сочинять заведомо невыполнимое. А другой стороны стараюсь пробудить вдохновение достойными образцами (включая собственный удачный опыт). Потом защита своих первых идей у Заказчика, уточнения, корректировки, усилия понять его запросы все глубже и полней, поиски новых источников вдохновения, новые эскизы, рабочка, авторский надзор. Все как у всех.

Из особенностей моего личного опыта формирования образа проекта важно отметить следующее. К примеру, рассмотрим задачу проектирования коттеджа. За всех коллег не поручусь, но для меня концептуальным является стремление увидеть образ объекта как единое целое (объем-фасады-интерьер-мебель-декор), причем органично вписанное в окружающую среду. Авторам песен часто задают вопрос: что рождается первым стихи или мелодия? Для меня первым рождается музыка стиха, то есть еще не мелодия, как некая комбинация нот, и не слова в их последовательности. Но нечто таинственное, из чего потом формируется и то, и другое. Так же и в архитектуре. Сначала рождается то, что можно было бы назвать образом пространства. Потом приходит понимание по каким законам, по какой логике это пространство живет. А дальше (в процессе ли творческого озарения или рассудочных вычислений), осознав алгоритм организации пространства, ты начинаешь это самое пространство формировать (строить в своем воображении, рисовать, моделировать) используя все доступные средства: пропорции, цвета, фактуры, материалы и конструкции. И постепенно образ становится все четче и конкретней, причем одновременно весь, во всех своих частях и ипостасях. То есть сочиняя коттедж я одновременно думаю над композицией объема, фасадами и планировкой, и тут же расставляется мебель (даже если речь не идет о последующем заказе дизайна интерьера). Потому что все взаимосвязано. И одно неизбежно влияет на другое. Никогда не понимал, как можно сначала пытаться сочинить красивый фасад, а через год думать, как втиснуть в получающиеся комнаты мебель. Наверное, поэтому мне близко творчество Райта, его идеи непрерывности перетекающего пространства, единство внешнего и внутреннего, природного и искусственного ландшафта, фасадов и интерьеров, объемов и деталей, раскрытие природной сути материалов. Философия формирования формы под воздействием специфических и уникальных условий среды, и я бы добавил: уникальных потребностей Заказчика.

9) Расскажите о своих работах подробнее. Какой проект наиболее запомнился?

Вопрос из области диалектики творчества. С одной стороны, каждое из твоих произведений для тебя дорого и незабываемо. Ты вкладываешь в него всю свою душу – иначе стоит ли заниматься творческой профессией? С другой стороны, все проекты по-своему уникальны и неповторимы, равно как и истории их создания и воплощения. Конечно, у архитектора существует свой внутренний рейтинг побед и удач. Есть объекты в которых удалось реализовать свой потенциал наиболее эффективно, какие-то работы стали вехами в освоении профессии, или даже самой жизни в целом. На сегодняшний день за моими плечами более 130 проектов, из них больше 80-ти построено. Объекты очень разные и по типологии, и по площади, и по объему выпускаемой документации. Для читателей журнала наибольший интерес вероятно имеют истории, связанные с темой индивидуального жилья: коттеджи, особняки, квартиры.

Из всех построенных, да и запроектированных домов для меня до сих пор наиболее значимым остается опыт работы над коттеджем в поселке Светлый под Троицком. Забавно: теперь это Москва. А в далеком уже 2002-м на месте бывшего пионерлагеря возник новый коттеджный поселок. И судьба свела меня с замечательным Заказчиком Ростиславом, ищущем и мечтающем, точно знающем что он хочет и не боящемся экспериментировать. И коль скоро возникает синергия Заказчика и Архитектора – результат всегда радостный и впечатляющий. А когда удается максимально реализовать себя во всех ипостасях (объемщик, дизайнер интерьеров, автор мебели, художник) – радостно вдвойне. И можно в конце работы погреться у новенького камина, вспоминая в компании Заказчика как все начиналось, как первые почеркушки постепенно преображались в чертежи. А те воплощались в дереве, бетоне и металле.

Есть много чудесных историй, связанных со строительством домов, да и не только домов. В области офисных интерьеров, к примеру, очень памятна работа с представительством крупной корейской компании (CASCorporation). Бесценный опыт на стыке двух культур. Опыт реализации смелых идей формирования пространства, но не противоречащих строгой корпоративной политике компании. А еще опыт ежедневного авторского надзора на всем протяжении воплощения замысла. И как высшее признание труда архитектора и художника (а офис, кроме прочего, украшают пять моих картин) – не только похвала Президента компании, но и заказ еще одного полотна для штаб-квартиры в Сеуле. А если затеять разговор на тему храмового зодчества, то тут воспоминаний на целую поэму хватит. Но это уже другая история.