— Человек, который решил строить дом, не профессионал.
Что он должен знать о том, каким может быть современный дом?
— Конечно же, большинство людей, принявших решение построить дом не являются профессионалами в этой области. Многие вообще впервые сталкиваются с подобной задачей. Вот здесь и приходит на помощь Архитектор, то есть именно тот человек, который способен осознать проблему в комплексе, во всем многообразии ее аспектов начиная от художественных задач, и заканчивая чисто
техническими. Что должен знать Заказчик про современный дом? По большому счету он может не знать об этом ровным счетом ничего. Ему, как и любому потребителю нужен результат, а не осознание того почему этот результат не достигнут. Заказчику нужен дом для комфортного проживания. Он должен сформулировать, что, по его мнению, входит в понятие комфорт. Потому как, у каждого человека свои представления комфорте, или, если хотите, свои представления об идеальном доме, свои мечты, надежды и желания. А вот Архитектор призван эти мечты воплотить в жизнь. И его прямая обязанность рассказать Заказчику и о современных тенденциях домостроения, о новинках строительного рынка, об интересных и перспективных технологиях. Если нужно и в прошлое, то есть в историю архитектуры небольшой экскурс совершить — рассказать о стилях, как и когда они возникали, чем характерны. Конечно, иногда встречаются весьма подготовленные Заказчики. И это зачастую ускоряет процесс проектирования, помогая быстрей найти с архитектором общий язык, конкретнее сформулировать техническое задание и рассказать о своих вкусах и пристрастиях. Но тут, как и в каждом деле, важна Золотая середина. Иначе, это будет походить на случай, когда пациент, обращаясь к хирургу просит его не делать общего наркоза, дабы не терять контроля над ситуацией. Строительство дома тоже вещь достаточно ответственная, особенно, когда речь идет о создании родового гнезда с расчетом на несколько поколений вперед. И вопрос взаимопонимания и доверия между Заказчиком и Архитектором здесь как никогда актуален.
— Какой же должен быть первый шаг для рождения проекта дома?
— Алгоритм достаточно прост. И он уже заложен в ответе на предыдущий вопрос. Первый шаг – это знакомство Заказчика и Архитектора. Сначала Заказчик выбирает Архитектора. Лучший вариант – добрая рекомендация людей, чьим мнением ты дорожишь, друзей, знакомых, тех, кто уже воспользовался услугами конкретного Архитектора и остался ими доволен. Не менее достойный вариант увидеть что-нибудь из творений архитектора на сайте, в публикациях, а лучше воочию. И понять для себя, что это мне, как Заказчику, близко. Ну и самый непрактичный вариант выбора Архитектора – это устроить некий тендер и выбрать самого дешевого. С большой вероятностью можно предположить, что вы получите самый дешевый проект во всех смыслах этого слова. Почему я говорю о непрактичности подобного выбора, если налицо некая экономия? Ошибки архитектора обходятся слишком дорого. Решиться на перестройку только что отстроенного тобой дома может не каждый. А жить в неудобном доме – какой уж тут комфорт и радости реализованной мечты.
Итак, в надежде на то, что Заказчик выбрал правильного Архитектора, приступаем к проектированию. Теперь, будущий владелец дома должен сформулировать то самое пресловутое Техническое Задание (ТЗ), на основе которого Художник-Архитектор нарисует красивый образ, а Строитель-Архитектор выпустит грамотные чертежи. И здесь Архитектор, используя весь свой опыт и талант должен помочь Заказчику сформулировать свои мечты о доме. Иногда Заказчик приносит на первую встречу многостраничный фолиант под названием «ТЗ», иногда это буквально пара строк – все остальное на усмотрение профессионала. А иногда представления о доме у Заказчика еще не вполне сформировались и Архитектору приходится выступить в роли фокусника, бодро извлекающего из пустой шляпы заветные страницы. Всегда по-разному. Но неизменно одно: Архитектор должен быть и талантливым Художником, и образованным Специалистом (знающим историю архитектуры, законы композиции, конструкции, технологии, материалы), а также чутким Психологом, которому Заказчик доверит свои чаяния и надежды.
— Как происходит определение эргономических и функциональных аспектов?
— Теперь начинается, по истине, самое интересное. Формирование образа дома, как гармоничное триединство пользы, прочности и красоты. То есть параллельно и взаимосвязано мы решаем три задачи. Во-первых, Польза. Это как раз и есть определение эргономических и функциональных аспектов. С эргономикой несколько проще. Исследования проведены, таблицы составлены и даже нарисованы картинки. Издано масса справочников на эту тему, главное не забывать о том, что некие общепринятые нормы существуют и умело их применять. Иногда полезно подсказать Заказчику, что его ТЗ вступает в противоречие с эргономикой и предупредить его, что так будет не совсем удобно, а лучше сделать следующим образом. Впрочем, всегда существуют исключения: кому-то, к примеру, удобней сидеть за высоким стулом, кому-то за низким, для кого-то одна и та же дверь широкая, для другого тесная. В любом случае Архитектор все должен уточнить с Заказчиком, а не принимать априори, что согласно нормам, это делается так и никак по-другому. Дом, прежде всего строится для комфорта конкретного человека, а не во имя соответствия общим представлениям. Теперь поговорим о функциональности. Здесь все несколько сложнее. Несмотря на то, что существуют различные Своды Правил (по-старому СНиПы) которые в том числе описывают некие опять же общие представления об оптимальной реализации функциональности, никто не отменял неповторимость личности и уникальность каждого человека. Мое любимое определение: архитектура – это организация пространства жизнедеятельности. А жизнедеятельность у конкретного человека все равно и уникальна, и неповторима, несмотря на всю степень его социализации и желания быть в тренде. Стало быть, Архитектор должен подробно проговорить с Заказчиком все нюансы его восприятия пространства, а также привычки, предпочтения, стиль и способ жизни. А дальше начинается процесс эскизирования, поиск оптимального выражения жизненных потребностей в объемах, пропорциях, взаимном расположении комнат, стен, перегородок, мебели. Причем все это на основе эксклюзивных пожеланий Заказчика, а также мирового опыта в области домостроения как прошедших веков, так и намечающихся тенденций. Только тогда может родиться Пространство дарящее комфорт.
Далее, а точнее одновременно с этим, ведется работа в направлениях Прочности и Красоты. Причем, понятие Прочности с наше время значительно изменилось. Речь ведь идет о сохранении потребительских свойств дома на протяжении значительного периода времени. Но если раньше Заказчика волновало не рухнет ли его замок через полгода, то теперь не менее важно не будет ли перебоев в отоплении или работе вентиляции. Кому нужны стены, за которыми холодно, темно и нечем дышать? И здесь современный Архитектор должен стать помощником Домовладельца в выборе конструкций, инженерных систем, материалов и технологий. Не забывая при этом создавать образ пространства с учетом особенностей материала, габаритов коммуникаций и технических агрегатов. Не потом думать, как втиснуть воздуховод, или как его обыграть если тот не желает оставаться невидимым, а сразу решать пространство, как многомерную функцию. Причем, важно не только грамотно «сконструировать машину для жилья», но и суметь заглянуть в будущее. Это значит, что Архитектор должен быть постоянно на острие событий, посещать выставки, знакомиться с новинками. Еще вчера никто не слыхивал про Умный дом, теперь ежедневно появляются новые гаджеты, фишки и прочие штуковины, которые завтра возможно станут повседневной реальностью. А еще есть такое понятие, как эксплуатационные расходы. Немаловажное поле для взаимодействия Заказчика и Архитектора. Порой, взвешенное решение помогает сэкономить значительные средства в будущем, путем выбора тех или иных конструктивных и инженерных решений требующих более значительных капиталовложений, но лишь на начальном этапе. Так что Архитектор выступает и в роли экономического советника Домостроителя.
И наконец мы подошли к Красоте. В формуле Витрувия она упомянута последней, но ради красоты все и затевается. Когда дом построен человеку не нужно задумываться над тем правильно ли расположена кухня по отношению к столовой, удобно ли подниматься по лестнице, как работает камин или вентиляция. Ну, можно похвастаться Новоселу перед гостями и продемонстрировать чудеса скрытых технологий. Но это забава на пару раз. А дальше хочется просто раствориться в уюте и наслаждаться красотой! То есть и Польза, и Прочность — все это лишь те необходимые атрибуты дома, без которых Красота не сможет быть воспринята. Опять мы возвращаемся к триединству целей и задач проектирования. Нет нужды много говорить о том, что успех в воплощении мечты о доме во многом зависит от художественного таланта Архитектора, о том, как важно Заказчику найти именно Своего Архитектора, Творца способного не только осознать и воплотить чаяния Заказчика, но и преобразит их силой своего вдохновения.