— На данный момент Вы являетесь автором более ста архитектурных произведений, от коттеджей до храмов. Расскажите о том, с чего начался Ваш творческий путь?
— С увлечения фантастической живописью. Еще в детстве. Сначала просто листал страницы любимого журнала, и восторгался картинами, присланными на конкурс «Мир завтрашнего дня». Что-то пытался срисовать, потом досочинить. И постепенно размышления с карандашом в руке на тему Архитектуры будущего захватили настолько, что к 12 годам я твердо определился с выбором профессии.
А дальше занялся самообразованием. Начал проектировать свой Город Будущего, так что ко времени поступления в колледж большую часть программы я уже освоил самостоятельно и получить Красный диплом особого труда не составляло. Потом была армия. Служба в военно-строительных частях и мой первый проект, который реализован в 19 лет. А еще освоено множество строительных специальностей, своими руками. Потом работа прорабом на стройке, художником, режиссером. И возвращение в архитектуру. Второе высшее, работа в различных проектных бюро, частная практика, десятки проектов самой разнообразнейшей типологии и стилистики, победы в конкурсах, Союз Архитекторов, новые работы и неуемное желание творить.
— Что для Вас означает быть архитектором? Вы занимаетесь исключительно проектировкой зданий или же в это понятие входит так же внутренняя и внешняя отделка, дизайн помещений?
— Архитектор создает среду обитания. Гармоничную и удобную. По сути: интерьер или фасад – это лишь два взгляда с разных точек зрения на один и тот же предмет. А новомодное понятие «дизайнер интерьера» появилось совсем недавно, в эпоху индустриализации. Массовое строительство породило стандартные планировки для людей с различными потребностями. Архитекторы сосредоточились либо на фасадах, либо на компоновке целых районов. А проблему облагораживания типовых стен отдали на откуп дизайнерам, узким специалистам в области интерьера. Раньше такой проблемы не существовало. Архитектор был и дизайнером, и конструктором, и инженером, и прорабом. Все в одном лице. Собственно говоря, архитектор так и переводится с греческого – главный строитель. То есть человек полностью отвечающий за Пользу, Прочность и Красоту возводимого Творения, за его гармонию и адекватное воплощение замысла.
— Как бы вы охарактеризовали собственный стиль?
— Для мня архитектура – это средство достижения гармонии в окружающем нас мире. То есть подлинная архитектура – это реализованная в материале гармоничная среда обитания. И гармония должна быть во всем. Между природным ландшафтом и искусственными строениями этот ландшафт изменяющими. Между внешней оболочкой и внутренним пространством, которое этой оболочкой сформировано. Между общим (как совокупностью частей) и деталями из которых это общее слагается. Между формой и содержанием, цветом и фактурой, материалом и технологией. Опять же, и прежде всего: Гармония – это единство Пользы, Прочности и Красоты. Устойчивое равновесие пропорциональных друг к другу масс и пространств, акцентов и фона. И это не абстрактный набор красивых фраз, но руководство к действию. Проектируя новое здание, ты думаешь о том, как оно вписывается в окружение. Даже если речь идет об уникальном объекте это не может быть голый архитектурный манифест вступающий в конфронтацию со сложившимся морфотипом застройки или ландшафтом. Даже самые дерзкие формы должны быть внутренне оправданы и находить созвучие во вне. Проектируя интерьер, скажем, квартиры или офиса, архитектору стоит найти баланс между изменениями существующего пространства и созиданием нового. Баланс между новым и старым, традициями и новаторством, затратами и результатом. Далее. Проектируя, к примеру, коттедж нельзя отдельно сочинять внешнюю форму и раскрашивать фасад, а потом «нарезать» пространство на комнаты. И стены, и перегородки — это важные, но не единственные инструменты, формирующие пространство. Архитектор должен задействовать весь свой арсенал: мебель, проемы, несущие конструкции, материалы, декор, картины. Дом сочиняется целиком одновременно, двигаясь от общего к частному и возвращаясь к общему при уточнении отдельных деталей. Когда я рисую планировку — тут же расставляю мебель в реальных габаритах. Мебель уточняет расположение окон и дверей, а они меняю фасады. Уточнение фасадов вновь влияет на планировку. И так до тех пор, пока не обретется гармония. Собственно говоря, архитекторы раньше так и работали. В этом смысле, мой стиль — стремление работать в духе старых мастеров, исповедуя комплексный подход для достижения гармонии.
— Откуда Вы черпаете вдохновение для своих проектов?
— Как бы это пафосно не прозвучало, архитектор должен черпать вдохновение во всем мировом культурном опыте, накопленном многими поколениями зодчих. Я с детства любил читать книги и журналы архитектурной тематики и посещать профильные выставки, общаться с коллегами, узнавать новое. С тех пор мало что изменилось. Разве что прибавился интернет с его неоспоримыми возможностями извлечения информации.
Второй источник вдохновения – это непосредственное общение с Заказчиком. Сначала ты выслушиваешь все его пожелания и мечты, потом эти мечты понемногу становятся твоими собственными, а под влиянием личного опыта трансформируются в нечто новое. И если твои задумки находят отклик у Заказчика – новый виток вдохновения обеспечен.
И, наконец, третий, но не последний, из равноценных родников. Архитектуру называют застывшей музыкой. Стало быть, у каждого здания, у каждой архитектурной детали должна быть своя мелодия. Многие образы моих будущих проектов рождаются на объекте, когда архитектор ногами проходит по месту предполагаемой стройки или ремонта. Любое пространство «звучит», причем по-своему, неповторимо. И если тебе удается настроить свое сердце и услышать эту чудную музыку – это самый верный шанс обрести искомое.