Вопрос цены. Точнее: трепетный вопрос цены. Конечно, все Заказчики разные и у каждого свой подход в вопросе выбора архитектора, дизайнера или декоратора, словом, того, в чьи талантливые руки можно вверить дело создания красивого и удобного пространства жизнедеятельности. Говоря проще: строя дом или ремонтируя квартиру я хочу, чтоб там было красиво и уютно, а в новом офисе и работать было приятно, и оформление привлекало новых клиентов. А деньги, при этом, должны быть потрачены рационально, то есть сообразно полученному результату.

Коль скоро мы заговорили о результате, то все мы хотим одного – отличного результата! Желательно и вовсе на пять с плюсом. А вот цели и задачи у Заказчиков весьма разнятся. Для одних важен престиж, они хотят быть в тренде и нанимают модных и дорогих (или очень дорогих) архитекторов и дизайнеров, не считаясь с затратами на проект. И проект, естественно получается, не дешевым во всех смыслах этого слова. И это справедливо. Любой архитектурный проект (и в виде чертежей, и воплощенный на стройке) вне зависимости от его сложности, размеров и дарований автора априори является Произведением Архитектурного Искусства. А с произведениями искусства это дело обычное: творения Мастеров обыкновенно стоят на порядок (или порядки порядков) дороже произведений ремесленников. В любом из видов искусств. И если, к примеру, не всем легко понять почему две картины на каком-либо из аукционов никак не сопоставимы по цене, при всей их похожести сюжета и размеров, то ситуацию с киноискусством принять гораздо проще. Отчего сложилась разница в несколько нулей между гонораром обладателя Оскара и начинающего актера понятно и ребенку.

Итак, с сегментом лакшери все более или менее понятно. О нюансах позже. Есть и такие Заказчики ремонта и строительства, цель которых минимизировать затраты, простите за каламбур, любой ценой. Некоторые из них убеждены, что затраты на архитектора или дизайнера, а уж тем более декоратора или художника – излишняя статья расхода. И убеждать что грамотный проект и деньги на строительство экономит, и сроки возведения или ремонта объекта сокращает – порой просто бессмысленно. Стало быть, оставим сей сегмент наедине с собственными иллюзиями. Но если вы читаете эту статью – значит вы уже на сайте архитектора и пытаетесь разобраться в вопросе ценообразования, то есть сколько его труд стоит.

Возможно, Вы из тех заказчиков, кто пытался минимизировать усилия по воплощению мечты о Доме и порыскав в интернете нашел немало сайтов, где предлагают готовые проекты за совсем скромные деньги. Понятно, что цена типового проекта несопоставима с расценками на индивидуальное проектирование, а именно об этом и идет у нас речь в данной статье. Именно о том, сколько можно и должно платить архитектору или дизайнеру за определенную услугу. А суть этой услуги проста: создать уникальную, предназначенную именно для Вас и ваших близких красивую, удобную и прочную среду обитания, произведение искусства, которое не просто тебя окружает, но и сосуществует вместе с тобой долгие годы.

Вероятно, многие из тех, кто собирается строиться, заходили на сайты строительных компаний, возводящих дома под ключ, и видели объявление о том, что проект (и не только типовой, но даже индивидуальный!) достанется Вам бесплатно. Думаю, ни у кого нет иллюзий о том, что архитектор работает на фирме только за идею, отказался от зарплаты и проедает свалившиеся на него наследство. Грамотный маркетинговый ход: цена проекта растворена в общей «цене под ключ».

И, все же. Значительная (думаю, наибольшая) часть Заказчиков подходит к выбору архитектора и дизайнера с установкой: хочу, чтоб было «дешево и сердито». То есть, максимально талантливо и минимально по затратам (в том числе и на оплату услуг автора будущего шедевра). Кто-то, делая акцент на том, чтобы было «сердито», но слабо разбираясь в конъектуре рынка (особенно сталкиваясь со стройкой или ремонтом впервые) выискивает претендентов подороже. То есть, Он абсолютно уверен в том, что существует прямая (и верная для всех случаев) корреляция между ценой и качеством продукта. Возможно, я кого-то разочарую, если скажу из опыта, что для некоторых исполнителей установить высокий прайс не более чем один из способов повысить свое позиционирование, эксплуатируя некоторые особенности психологии потребления. А еще есть немалая часть архитекторов и дизайнеров, которые завышают прайс с целью отсечь «мелкую рыбешку», и расставляют сети исключительно на очень «крупную рыбу». И не стоит здесь все сводить к размеру кошелька, ибо под крупной рыбой подразумеваются также Заказчики, приносящие интересные (созвучные по эстетическим взглядам) или перспективные заказы. Так что с высокой ценой не все и не всегда так просто.

Теперь о демпинге. Или откуда берутся низкие прайсы. Отбросив те из вариантов, когда архитектор трезво оценивает свои таланты и возможности, есть еще пара банальных, но беспроигрышных ответов. Во-первых, влияет фактор региональный. В Москве, к примеру, стоимость жизни (а стало быть и уровень оплаты труда) никак не сопоставим со многими регионами. Конечно, сегодня у Заказчика есть возможность дистанционного общения с любым уголком земли. Вполне возможно найти талантливого фрилансера или даже многоопытный провинциальный проектный институт. Но частная архитектура и дизайн – вещи во многом приватные, и многое зависит от доверительных отношений между Заказчиком и Творцом. Возможно ли это на расстоянии – решает каждый по-своему. Вторая причина демпинга – проектировщик (или компания, где он работает) только начинают свой творческий путь. Тут можно во все тяжкие пуститься, дабы пополнить свое жиденькое портфолио. Каким способом? Один из простейших – занизить прайс. И, кстати, не факт, что Вы обязательно получите что-то непременно «дешевенькое» в профессиональном смысле. Есть шанс, что именно с Вами поработал пока еще никому не известный будущий мэтр архитектуры, имя которого прославится в веках. И ваше имя за компанию. Нагляднейший из примеров – история Антонио Гауди, который стал известен во многом благодаря своему постоянному Заказчику и будущему другу Гюэлю. И говоря о каталонском маэстро окаменевшей музыки и его творениях мы непременно вспомним и знаменитый на весь мир Парк Гюэля. Кто знает: быть может случай или врожденное чутье на таланты подарит Вам чудо.

Но вернемся с поэтических высот в прозу ценообразования. Или, если хотите, в чарующий мир Искусства ценообразования. Возможно ли в бурном море рыночных взаимоотношений с его волнами валютных курсов и ураганами амбиций найти хоть какой-то маяк, или верен тезис о том, что цены берутся с потолка, и даже с Альфы Центавры (когда сносит крышу в тихую звездную ночь)? Неужели все это лишь чисто субъективные вещи, нет никаких объективных критериев оценки труда Художника от архитектуры и невозможно оценить демпингует он или заманивает на ярмарку собственного тщеславия? Ответ предельно прост: есть такой маяк — это государственные расценки. То есть речь идет о нормативах, когда Заказчиком у проектанта выступает государство. Для кого-то это может быть открытием, но существует целая СИСТЕМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ПРОЕКТНОМ КОМПЛЕКСЕ, на любой из видов самой что ни на есть наитворческой деятельности существуют расценки, которые к тому же периодически индексируются под влиянием инфляции. Еще и еще раз оговорюсь: да — мы живем в рыночных отношениях со всеми вытекающими, но все же иметь представление о нормативах, разработанных сведущими людьми, да еще и по постановлению Правительства весьма полезно. Хотя бы для ориентира. Что да меня – так я всецело данным нормам доверяю.

Перейдем к животрепещущей практике. К примеру, хотелось бы узнать сколько стоит проектирование коттеджа. Ну, разумеется, во что оценивается дизайн-проект интерьера тоже небезынтересно. Начнем с проектирования коттеджей. Откроем документ под названием «СБОРНИK БАЗОВЫХ ЦЕН НА ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ», он же — МРР-3.2.06.06-06. Методика подсчета достаточно проста. Есть формула определения Стоимости основных проектных работ в текущих ценах. Поверьте, она которая пугает своей сложностью только на первый взгляд. Итак:

                                                           (2.1)

где:

Спр(т) — стоимость основных проектных работ в текущих ценах;

Ц(б)2000 — базовая цена основных проектных работ в уровне цен на 01.01.2000 года (определяется по таблицам раздела 3);

 — произведение корректирующих коэффициентов (…)

Кпер — коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен. Величина указанного коэффициента разрабатывается Департаментом экономической политики и развития города Москвы на плановый год с разбивкой по кварталам (…)

Это кажется сложным? Оставим пока в покое всякие корректирующие коэффициенты. Задачка сводится к двум действиям: сначала находим таблицу с интересующим нас видом проектирования, находим нужные показатели и смело вычисляем базовую цену на проект в ценах 2000-го года (один раз умножить и один раз сложить), а потом перемножаем получившееся на, грубо говоря, сегодняшний коэффициент инфляции.

Кстати, удобная это вещь – базовая цена – не нужно каждый квартал новый справочник выпускать, достаточно обновить коэффициент пересчета (он же коэффициент инфляции). Итак, формула базовой цены:

Ц(б)2000 = а + в·X

где:

Ц(б)2000 — базовая цена основных проектных работ (ОПР) в ценах на 01.01.2000 года (тыс. руб);

а — постоянная величина, выраженная в тыс. руб.;

в — постоянная величина, имеющая размерность тыс. руб. на единицу натурального показателя;

X — величина (мощность) натурального показателя рассматриваемого объекта.

Лучше все пройти на конкретном примере. Предположим, нужно посчитать проект среднего коттеджа площадью, скажем 180м2. Итак. В таблице 3.4.1 находим №6 «Коттеджи». Наша строка «от 150 до 500 м2». Находим a=15, b=0,840. Вставляем в формулу

Ц(б)2000 = 15+0,840х180=166,2 (тыс.руб)

Теперь считаем в новых ценах. Открываем Приказ Комитета г. Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов от 21 января 2014 г. N 5 «Об утверждении нормативных документов». Находим коэффициент пересчета для IV квартала 20143,301. Перемножаем:

           Спр(т)=166,2х3,301=548,626 (тыс.руб)

Итак, мы узнали нормативную цену на Полный проект Коттеджа площадью 180 м2 – это около 550 тысяч. Что означает «Полный проект», или, точнее, языком документа «стоимость основных проектных работ»? Во-первых, сюда входят все разделы проектирования, а именно: архитектура, конструктив, инженерия, сметы и т.д. Подробнее см. данный МРР, Приложение 1. Во-вторых, согласно тому же документу у нас приняты два вида проектирования: одностадийное (Проектная и рабочая документация (РП) – это 100% стоимости ОПР; и двухстадийное: 1 стадия — Проектная документация (П) – 40%, 2 стадия — Рабочая документация (Р) – 60%. Кстати, аббревиатуры П, Р и РП легко найти на штампе чертежа. В-третьих, понятие «основные проектные работы», подразумевает, что могут быть и дополнительные. Что в них входит — смотри главу 5 упомянутого документа.

Итак, вернемся к нашему основному вопросу: сколько стоит труд архитектора? То есть вычленим архитектурно-творческую составляющую из всего проекта. В Приложении 1 находим таблицу 1.3 «Распределение относительной стоимости основных проектных работ по разделам проектной и рабочей документации». Коттеджи в строке №3. Раздел АР для документации П – 39,9%, для Р – 37,6%, для РП – 34,6%. Легче всего посчитать архитектуру для одностадийного проекта 34,6% от 548,626 — это 189,825, или округленно 190 тыс. руб.

Сразу можно посчитать стоимость проектирования одного квадратного метра – это 1056 руб./м2.

Но чаще архитекторы, или архитектурные/архитектурно-строительные фирмы приводят две цифры: за эскизный проект (иногда называют предпроектным предложением) и рабочий проект. Не будем в данной статье дискутировать о наименованиях стадий, кто что под этим подразумевает и выяснять какой пакет проектной документации Заказчик получит на той или иной стадии. Как можно догадаться на состав документации то же есть нормативы, а каждый архитектор (или фирма) при этом оговаривает (просто обязан это сделать во избежание недоразумений) этот состав с Заказчиком в зависимости от его потребностей. Основной посыл двухстадийного проектирования такой: на первом этапе мы определяемся с образом, концепцией, основными решениями, а на второй все это развивается, дорабатывается и уточняется. Причем, некоторые Заказчики вполне удовлетворяются эскизным проектом (или стадия П), который уже содержит информацию достаточную для согласования с местной администрацией и необходимую для осуществления строительства грамотным Прорабом. Особенно если в проекте не заложены какие-нибудь замысловатые решения. Опять же: решает хватит ли ему (Заказчику) эскизного проекта (предпроекта, Проекта) или нет каждый по-своему. По мне так: если хочешь адекватного воплощения творческих задумок художника – не стоит экономить на втором этапе и на авторском надзоре. При всем уважении к квалификации и опыту строителей.

Итак, цена раздела АР, стадия П: 1). Находим 40% от всего проекта 548,626=219,250

2). Из них архитектура 39,9%, то есть 87,561 тыс. руб. Цена за м2 – 486,5руб/м2.

Цена раздела АР, стадия Р: 1). Находим 60% от проекта – 329,176

2). Из них архитектура 37,6%, то есть 123,770 тыс. руб. Цена за м2 – 687,6 руб./м2

Ну вот, две заветные цифры определены: 486 и 688. Любопытно, а как изменятся цифры, если коттедж совсем маленький, или наоборот вполне себе приличный по размеру. Не буду утомлять расчетами. Только результат.

Для коттеджа 80м2 цена архитектуры стадии П – 50,050 тыс. руб. или 625,6 руб./м2

Раздел АР Стадия Р: 70,747 тыс. руб., или 884,3 руб./м2

Для коттеджа 800м2 цена архитектуры стадии П – 357,197 тыс. руб. или 446,5 руб./м2

Раздел АР Стадия Р: 504,910 тыс. руб., или 631,1 руб./м2

Особы, увлеченные математикой могут даже составить график зависимости цены за метр от площади коттеджа, но я предлагаю перейти к не менее любопытному вопросу: каковы государственные расценки на дизайн интерьера?

Находим соответствующий документ. Он называется «Рекомендации по определению размера вознаграждения (гонорара) автора (творческого коллектива) за создание произведений изобразительного искусства, художественного проектирования и конструирования, сценариев произведений» МРР-3.2.08.02-06. А далее все гораздо проще предыдущих математических кульбитов. Находим Раздел V: Произведения художественного проектирования. Смотрим Главу 2: Художественное проектирование интерьеров. Находим в таблице 1 пункт №4: Жилые интерьеры (коттеджи и т.п.). В ценах 2000-го – 450 руб./м2, в сегодняшних ценах умножаем на коэффициент 3,301 и получаем 1485,45 руб./м2.

Кстати, цены приведены для Эскизного проекта интерьера. О рабочем даже и не упоминается. Что входит в эскиз, каковы его этапы (их два) – подробно читайте в документе. В том числе и о том, что в случае разработки техзадания исполнителем (архитектором/дизайнером) Заказчик оплачивает еще до 10%, а стоимость авторского руководства — еще до 20%.

Теперь, надеюсь, Вы без особого труда сможете составить представление о том насколько расценки интересующих вас архитекторов и дизайнеров сопоставимы с государственными нормативами. А как же формируется реальная цена конкретных проектировщиков, так сказать бойцов художественного фронта? Образно говоря, можно представить себе такую нехитрую формулу: расценка конкретного архитектора, дизайнера или проектного бюро представляет собой произведение государственной расценки по МРР и некого индивидуального корректирующего коэффициента (ИКК). Вы спросите: что же это за фрукт такой ИКК? Где произрастает? С чем его едят? Мне представляется такая картина: ИКК – это сумма (а может и произведение) неких корректирующих коэффициентов следующего свойства: к1 – коэффициент таланта в диапазоне от бездарности до гения, к2 – коэффициент трудоспособности от лентяя до трудоголика — перфекциониста, к3 – коэффициент опыта, от начинающего до мастера, а также коэффициенты образованности, жадности, амбиций и прочее. Можете продолжить список дальше.

Итак, совершив круг почета, мы можем по-новому взглянуть на вопрос цены, придав ему некое философское звучание. Сообразуя свои цели и задачи с выбором архитектора Заказчик может рассматривать конкретную расценку как один из элементов уравнения. А изучив портфолио, лично пообщавшись с претендентом, можно, что называется, вычислить важные для вас недостающие коэффициенты – читай личностные качества архитектора, дизайнера, корпоративный дух проектного бюро.

И последнее. Не скидывайте со счетов два простых постулата справедливости, применительно к рынку труда.

Постулат 1: Каждый труд должен быть оплачен.

Постулат 2: Оплата должна соответствовать качеству и объему оказанных услуг.